
13 вопросов о наказании детей
Можно ли бить детей в целях воспитания?
В зависимости от ситуации. Средства физического воспитания детей дошкольного возраста бывают разными. Если говорить о наказании в широком смысле, то без него не обойтись, ведь при корректном использовании оно способствует формированию ответственности, способности предвидеть последствия собственных действий, понимать границу собственной компетенции. Если мы говорим о наказании как духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста, то тут самоутверждение родителей — недопустимо. Часто возможны случаи, когда родители направляя агрессию на ребенка вымещают свои собственные проблемы, напряжение, злость. Ребенок в любом возрасте на интуитивном уровне чувствует это, а потом у него возникает непонимание ситуации. Это травмирует. Родители должны осознавать такие ситуации, уважать ребенка и отойти от той позиции, что взрослому позволено все. Справедливости ради стоит сказать, что существуют случаи, когда наказание необходимо, поскольку оно будет способствовать формированию соответствующих выводов. Однако наказание должно быть понятным, деликатным, корректным и человечным.
Как отличить ситуации, когда наказание нужно и без него не обойтись?
Наказание допустимо в ситуациях, когда родители осознают, что ребенок сделал определенный поступок, который повлек за собой серьезные последствия, которые для ребенка не совсем понятны. В таком случае можно наказать ребенка. Но физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста отличается от воспитания более взрослых. В раннем возрасте сложно объяснить ребенку его проблемное поведение. Наказание не должно вызывать у родителей чувство полной компенсации. Стоит понимать, что это возможная мера воздействия на ребенка. В тех случаях, когда родители могут донести до ребенка последствия его поведения, а ребенок, в свою очередь, их понимает и усваивает как опыт, — в этом случае стоит обходиться без наказания.
А можете привести пример?
Если ребенок у родителей из кошелька украл деньги и потратил их на сладости, в таком случае родителям стоит доказать вину ребенка, вызвать его на разговор, объяснить, что воровать нельзя. Часто дети могут не понять значение «нельзя», когда во рту еще остался сладкий привкус конфет. С целью «предупреждения» ребенка с возможными последствиями такого поведения в будущем — его следует наказать. Вариантов может быть много, в зависимости от степени влияния и понимания родителями потребностей ребенка. Например, можно на месяц арестовать компьютер и таким образом не давать играть в компьютерные игры, можно оставить его под домашним арестом на время и тому подобное. Другая ситуация, когда ребенок помогал матери по хозяйству, например, мыл посуду и неуклюже, по неосмотрительности, разбил чью-то любимую чашку. Ну о каком наказании может идти речь в этом случае? Разве это было сделано намеренно? Конечно — нет, агрессия со стороны старших в таком случае может только отразиться в будущем на желании помогать родителям (все равно ведь не ценят) и может способствовать развитию чувства вины. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье в этом случае крайне неприменимо.
Когда необходимо наказание. Как быть с ним?
Наказание следует применять в том случае, если уже исчерпаны любые другие рычаги влияния, среди которых — убеждение, объяснение, лишение преимуществ и развлечений. Надо сказать, что наказание (с очень умеренным применением силы) можно применять и в малом возрасте. Это понятно, ведь интеллектуальные методы воздействия в раннем детстве малоэффективны. Сильное физическое наказание нельзя применять в более старшем и подростковом возрасте. Это унижает достоинство ребенка. Родители в достаточной мере знают мир интересов и потребностей своего ребенка для того, чтобы найти на него адекватный рычаг воздействия.
Часто родители наказывают малыша за некорректное туалетное поведение, насколько это уместно?
Часто бывает так, что сформированное туалетное поведение является следствием заболеваний, таких как недержание мочи — энурез и недержание кала — энкопрез. В таком случае родителям стоит обратится к врачу и таким образом поддержать своего малыша. Наказания, упреки, обиды — все это еще больше травмирует психику ребенка. То же можно сказать о невнимательности, чрезмерной активности, которые могут быть симптомами гиперактивного расстройства.
А существуют ли общие требования к осуществлению наказаний?
Так, анализируя теоретический и практический психологический опыт, можно заметить, что есть определенные правила, которых родители должны придерживаться всегда. Например, при любом наказании ребенок должен быть уверен, что его любят, даже наказывая. Это очень важно, ведь тогда это дает возможность ребенку осознать, что он наказан за определенный поступок и это пройдет, как истечет время, и если в будущем он не будет так поступать снова — его наказывать не будут. В случае, если ребенок не чувствует, что его любят, тогда наказание он воспринимает как «особое» отношение родителей к нему, потому что он плохой и т.д. Это очень важные вещи, которые влияют на формирование самооценки. Родителям следует учитывать это. Как и взаимодействие родителей и воспитателей в детском саду.
А как в таком случае объяснить ребенку, что ты его любишь?
Очень просто, стоит так и сказать: «Ты знаешь, что я тебя люблю, но ты поступил не очень хорошо. Ты знаешь, что за все надо нести ответственность, поэтому я должен наказать тебя. Я очень надеюсь, что в будущем ты никогда так не поступишь и у меня не будет необходимости наказывать тебя снова ». Все очень просто. С детьми нужно быть искренними и непосредственными, тогда строить отношения с ними будет проще. При принятии на работу эти личные качества воспитателя детского сада должны быть на первом месте.
Быть искренними всегда-всегда? Ведь существуют ситуации, которые ребенок просто не может понять
Это взрослым так может казаться, что маленький не может понять. На самом деле, сложные процессы и события можно описать простым языком. Дети искренни, они ценят и чувствуют взаимную искренность. Даже если вы не хотите что-то объяснить, потому что считаете, что это не ко времени, — так и скажите: «Об этом я скажу тебе через несколько лет, а пока поверь мне на слово». Только не забудьте через несколько лет об этом рассказать, ведь важно сдерживать обещания. И не надо думать, что дети маленькие и обо всем забывают, если ребенок созревает для того, чтобы задать вопрос — он созревает и для того, чтобы получить ответ на него. Это как с классическим примером о сексуальном образовании: если родители не ответят на «провокационные» вопросы ребенка — он получит их от кого-то другого. И часто эти ответы будут отражением чужой нежелательной картины мира.
Есть еще качество наказаний?
Отбывая наказание, ребенок не должен быть лишен возможности удовлетворять биологические и физиологические потребности. Например, арест в комнате следует приостанавливать для того, чтобы ребенок мог в любой момент посетить туалет и ванную комнату, поесть. Помните, как полицейские в американских фильмах зачитывают права и состав преступления задержанным? Так и родители должны обязательно в понятной для ребенка форме объяснить причину его наказания и его суть. В противном случае попробуйте представить, что чувствует ребенок, который не понимает — за что его наказали. Такие действия родителей вызывают возмущение и обиду. Кроме того, наказание должно носить временный характер, например, «этим летом ты не поедешь с друзьями в лагерь», «один месяц я не буду давать тебе деньги на карманные расходы», «месяц ты проведешь без социальных сетей» и др.
Все достаточно понятно и подчиняется законам логики
Руководствуясь эмоциями, многие родители забывают об этих простых правилах. Однако есть еще и другие: например, родителям следует избегать навешивания «ярлыков». Например, вместо того, чтобы говорить: «ты — безответственный», стоит сказать «в данной ситуации ты поступил очень безответственно». Казалось, что в этом особенного? Однако разница есть — и она колоссальная: вместо того, чтобы оскорблять личность, вы подчеркиваете поведение в отдельной конкретной (!) Ситуации. Так же важно: во время «провозглашения уголовного приговора» не стоит вспоминать прошлые проступки. Следует руководствоваться правилом: один проступок — одно наказание. Это позволяет актуализировать конкретную ситуацию и максимально сфокусировать внимание ребенка вокруг нее. Так же важно, чтобы в своем поведении родители были последовательными, а не забывали о наказании тогда, когда у них хорошее настроение, и вспоминали тогда, когда плохое.
В отдельных культурах, например в японской, есть традиция воспитывать ребенка до определенного возраста без ограничений и запретов. Насколько это уместно?
Полностью сказать трудно. Мир неоднозначен. Можно попробовать посмотреть, какой символизм несут эти две модели поведения. Если ребенок живет в мире без ограничений и запретов, окружающую действительность он воспринимает как товарищескую, ресурсную, открытую. Это, безусловно, формирует активность, инициативность, отсутствие внутренних препятствий. По японской модели такая счастливая жизнь без запретов длится недолго, до 5 лет. Они считают, что ребенок до 5 лет — царь, до 15 лет — раб, а после 15 лет — равный. Это связано с особенностями формирования психических процессов и имеет свое рациональное зерно. Ранее мы говорили о том, что наказывать маленького ребенка и подростка — это разные вещи. Японцы не пренебрегают наказаниями, ведь известная формула «действие-результат» представлена во всех сферах жизни человека. Зрелое, ответственное лицо обязательно должно предусматривать последствия своих действий, учиться на собственных ошибках, осознавать плоды своей жизни.
Как быть тогда, когда хочется похвалить ребенка? Существует граница между похвалой и развращением?
Конечно, если вы благодарны своему ребенку или хотите его поощрить к чему-то. Вознаграждать ребенка стоит тогда, когда вы хотите закрепить определенную модель поведения, например, сын благодаря своей старательности и настойчивости улучшил балл по математике — это полезно как для успешности, так и для формирования отдельных черт характера и навыков. За такое ребенка можно похвалить и наградить.
Хвала — это демонстрация того, что ребенка принимают. Даже когда результат не достигнут, но были приложены максимум усилий, — все равно малыша стоит поддержать. Стоит помнить, что вы поддерживаете личность, а не достижения. Кстати, похвала в виде материального вознаграждения (игрушки, сладости, интересный досуг) и эмоциональных проявлений — несколько разные вещи. Вы можете купить ребенку вагон конфет, но без настоящего родительского внимания и поддержки — он их не оценит.
Существуют родители, которые развращают своих детей чрезмерной хвалой? Чем с психологической точки зрения они руководствуются?
Конечно, есть. В каждом отдельном случае — это нечто разное, однако можно вывести определенные обобщения. Часто чрезмерной хвалой родители компенсируют собственное чувство вины перед ребенком. Они искупают события, которые уже давно потеряли актуальность для ребенка или забылись, однако не для его родителей. Кроме того, чрезмерно развращают детей родители, которые по определенным причинам не хотели малыша (возможно еще до рождения), на сознательном уровне это может оспариваться. Таким образом, прощение ребенка покупается подарками и развлечениями. В других семейных ситуациях развращают детей родители, которые воспитывают долгожданных, поздних или детей, которые часто болеют.
Есть ли некая формула, как разумно поощрять, поддерживать и наказывать детей?
Единой формулы нет. Родители должны понимать, что все их действия будут иметь свои последствия. Самое главное это то, что они должны быть думающими, искренними, справедливыми и любящими мамой и папой. Желаю всем, чтобы их дети росли решительными, инициативными и любимыми!