
Синдром гиперактивности у детей
Содержание:
Роль родителей в борьбе с СДВГ трудно переоценить. Обязательно пересмотрите свои методы воздействия на ребенка. Очень важно воспитывать в себе позитивное отношение, меньше критиковать, а больше хвалить и поощрять. Спокойные игры, спокойная музыка, теплые ванны — обращайтесь к этим занятиям, когда Ваш ребенок раздражен.
Синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью легко различимы на фоне сверстников: они чрезмерно подвижны и суетливы, не способны ни на чем сосредоточиться, постоянно действуют, не подумав, не умеют ждать, у них часто меняется настроение… В результате такие дети становятся неуправляемыми, непослушными — они не реагируют на замечания, что, разумеется, раздражает родителей, которые вынуждены применять частые, но не результативные наказания.
Пик гиперактивности приходится на дошкольный и младший школьный возраст, поэтому дети с СДВГ часто могут «похвастаться» низкой успеваемостью в школе и проблемами в общении с другими людьми — они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и очень быстро становятся отвергнутыми.
Как же действовать родителям? Надеяться, что «перерастет», или активно бороться за гармонию в отношениях с собственным ребенком и его счастливое детство? Для начала нужно точно установить диагноз.
Синдром дефицита внимания у детей: симптомы и причины
Симптомы гиперактивности у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется:
-
неконтролируемой избыточной активностью, что является проявлением утомления;
-
неспособностью удерживать внимание на чем-либо определенное время;
-
импульсивностью — неспособностью затормозить свои импульсивные желания.
Причины гиперактивности у детей
К основным причинам СДВГ относят:
- влияние наследственных факторов риска;
- нейробиологические факторы;
- раннее органическое поражение ЦНС во время беременности и родов;
- влияние пищевых токсинов или аллергенов;
- социально-психологические факторы;
- социальное влияние.
Гиперактивность и синдром дефицита внимания у детей: лечение
Учитывая достаточно весомые социальные последствия, Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии признала СДВГ проблемой №1 в области охраны здоровья детей и подростков. По статистике, в России таких детей около 14%. Лечение этого заболевания должно быть комплексным и включать в себя следующие направления:
-
Эффективным способом борьбы с СДВГ является так называемая нейропсихологическая коррекция, которая включает в себя упражнения на растяжку, дыхательные упражнения, упражнения для мелкой моторики, упражнения на релаксацию и упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
-
Упражнения на растяжкунормализуют гипертонус и гипотонус мышц, наличие которых, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Дети с СДВГ очень трудно расслабляются, поэтому эти упражнения являются очень важным элементом терапии.
-
Дыхательные упражненияулучшают ритмику организма, развивают самоконтроль. Во время глубокого дыхания нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Ребенку можно предложить положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Дыхание можно сочетать с разнообразными упражнениями для глаз и речи. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувания» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).
-
Коммуникативные упражнения. Гиперактивным детям очень трудно длительное время подчиняться групповым правилам, потому что они быстро устают, не могут слушать и выполнять инструкцию. Поэтому следует начинать занятия в индивидуальной форме, затем постепенно включать ребенка в групповую деятельность.
-
Контроль двигательной активности и психогимнастика. Гиперактивным детям не рекомендуются игры со слишком выраженным эмоциональным компонентом, а также виды спорта со статической нагрузкой. Весьма полезными считаются физические упражнения аэробного характера, равномерный средней интенсивности бег, плавание, катание на велосипеде. Для детей с гиперактивностью эффективна психогимнастика, она помогает ребенку научиться понимать свое тело, в невербальной форме корректировать свои эмоциональные переживания. Психолог применяет игры, этюды, в основе которых — общение в группе с помощью жестов и мимики.
-
Распорядок дня имеет очень важное значение — точно зная, что и когда нужно делать, ребенок чувствует себя спокойнее:
- ведите список важных дел;
- обедайте и ужинайте в одно и то же время;
- учите ребенка планировать свой день — начните с того, что следует заранее собирать свой портфель в школу;
- больше общайтесь с ребенком, обсуждайте различные темы, задавайте открытые вопросы, выслушивайте ответы и давайте положительные комментарии.
Имейте в виду, что следует ограничить участие гиперактивных детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей.
Также следует давать им только одну задачу на определенный промежуток времени из-за проблем с концентрацией внимания. Уделите внимание также кругу общения вашего ребенка — друзья и партнеры для игр должны быть уравновешенными и спокойными.
-
Психолого-педагогическая коррекция. При наличии эмоциональных нарушений у ребенка проводят терапию с использованием методик на снижение тревожности, развития коммуникабельности, подбор сфер деятельности, где ребенок чувствует себя уверенно. В цикл занятий включаются упражнения на развитие внимания и памяти, методики на развитие мышления и речи.
Все эти занятия проводятся специалистами. Однако важная роль в борьбе с СДВГ отводится непосредственно родителям.
Дополнительные материалы:
Если гиперактивность ребенка приводит к тому, что ребенок уже раздражает — читайте эту статью, как справиться этим.
Как уложить ребенка спать, если он чересчур гиперактивен.
Когда ребенок должен спать отдельно? Читайте в статье.
Памятка для родителей
-
Родители должны организовать режим дня и расписание, которого должен придерживаться ребенок. Расписание дня должно быть прикреплено на видном месте, а каждое изменение должно быть объяснено ребенку заблаговременно.
-
Родители должны постоянно поддерживать дисциплину, соблюдать установленные правила и избегать повторения указаний и требований. Если ребенок нарушает правило, необходимо сделать только одно предупреждение. Ребенок должен понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия. Если же ребенок соблюдает правила, ему предоставляется небольшое поощрение.
-
С ребенком нужно разговаривать сдержанно, избегая высоких тонов голоса, не следует кричать на него, ведь он может просто не услышать и не понять адресованные к нему слова, когда на него кричат. Вообще общение с ребенком должно носить позитивный характер.
Родителям следует прилагать усилия наравне со специалистами, ведь Ваша поддержка и вера в успехи ребенка является прекрасным стимулом и вдохновением на успешное преодоление проблемы, имя которой СДВГ.
По-моему, с гиперактивностью можно только смириться….Я лично ничего плохо в ней не вижу, единственное, что бепокоило-это плохой сон у ребенка…По этой причине стали давать различные травяные чаи( с мелиссой, мятой). Сон заметно улучшился, и это для нас самое главное…А гиперактивность-это скорее всего темперамент ребенка, уж какой есть, такой есть)