
Экономическое воспитание дошкольников
С течением времени опыт показывает, что для того, чтобы ребенок в школе хорошо ориентировался в экономических понятиях, работать в этом направлении необходимо уже с 5-6 летнего возраста. И конечно, в тесном сотрудничестве с родителями.
Экономическое воспитание дошкольников
Основной целью экономики для малышей является формирование навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждение к деловой активности, ознакомление с современными рыночными отношениями.
Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игровой форме.
Ознакомьте детей с наиболее употребляемыми экономическими понятиями. В первую очередь нужно:
- Знакомить детей с доступными понятиями по экономике, развивать интерес к экономическим знаниям.
- Способствовать осмыслению детьми понятий, связанных с экономикой: бережливость, трудолюбие, честность.
- Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами хочу и надо; учить определять первоочередные нужды семьи.
- Давать детям понятие, что такое товар. Для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений:
- Магазин,
- Рынок,
- Аптека,
- Киоск,
- Супермаркет.
Учите отыскивать экономические явления в окружающей среде
- Учить детей находить применение вещам, вышедших из употребления.
- Рассказывать о вторичной переработке вещей и отходов промышленности.
- Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.
- Расширять знания о способах хранения продуктов (соление, сушка, консервирование, замораживание).
Расширяйте экономические знания
- Все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.
- Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают и за свой труд получают зарплату, которую тратят на нужды семьи.
- Расширять знания о значении:
- Тепла,
- Света,
- Газа
в жизни человека, и их экономном использовании.
Показатели компетентности ребенка
- Оперирует несложными экономическими понятиями: товары, услуги, деньги, торговля, покупка, потребитель;
- Знает об экономном использовании света, воды, газа;
- Определяет первоочередные нужды семьи. Понимает, что иногда необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
- Знает, что такое товар, как его можно приобрести;
- Знает различные торговые заведения, и товары, которые они продают;
- Знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
- Знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.
Экономическое воспитание младших школьников
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже знакомы с названиями разных профессий, но не совсем точно понимают значение каждой из них. Например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.
Кроме того, они понимают назначения торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми. Но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство из ребят не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.
Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, трудолюбие. У них начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам.
Образовательные задачи в старшей группе становятся более серьезными:
Формируйте у детей основы экономической культуры
Учите преодолевать трудности и жизненные проблемы, воспитывайте настойчивость, компетентность.
Формируйте представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Нужно:
- Давать понятия, что такое товар, цель его существования.
- Учить классифицировать товары.
- Формировать этичное обращение в торговых заведениях, исполняя роль покупателя.
- Знакомить с понятием цены.
- Учить сравнивать цены (дешево-дорого).
- Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.
Рассказывайте детям о целях рекламы
- Расскажите о способах рекламирования товаров и видах рекламы;
- Учите рекламировать товар.
Расширяйте знания о рациональном использовании остатков продуктов питания
Например:
- Из хлеба можно приготовить гренки;
- Крошки дать птичкам,
- Остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений.
Создавайте ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования ресурсов. Необходимо:
- Учить экономить электроэнергию, сохранять тепло, экономно использовать воду.
- Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи.
- Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями.
Учите выделять первоочередные потребности
- Разделять собственные нужды и потребности семьи,
- Понимать разницу между словами хочу и надо.
Формируйте представление о культуре деловых отношений
- Уточняйте знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.
- Учите оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формируйте понимание правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.
Раскрывайте роль компьютеризации в ведении хозяйства
- Дайте элементарные представления о калькуляторе.
- Подводите к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.
Показатели компетентности ребенка
- Знает названия предприятий, особенности их функционирования;
- Имеет представление о товарно-денежных отношениях, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;
- Знает, для чего существуют банки; профессии людей, работающих в банковском деле;
- Умеет рационально использовать остатки продуктов питания;
- Умеет выделять первоочередные нужды семьи;
- Понимает потребность в соблюдении установленных правил;
- Пытается экономно использовать электроэнергию, воду, газ;
- Знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.
Экономическое воспитание следует начинать уже с трех лет.
Дополнительные материалы:
Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду.
Как правильно воспитывать девочку.
Правила закаливания для детей.
Значение экономического воспитания детей дошкольного возраста
Знакомя детей с правилами бережного отношения:
- К одежде,
- Обуви,
- Игрушкам,
- Посуде,
- Природным ресурсам,
мы уже осуществляем экономическое воспитание.
Большое значение в экономическом воспитании играет ручной труд (работа по изготовлению музыкальных игрушек, икебана, подарков для мам, пап, гостей). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в который дети собирали бы различные кусочки ткани, меха, бумаги, а затем использовали бы это все для отделки различных поделок. Таким образом, дети получают хорошие уроки экономии.
Большой вклад в экономическое воспитание вносят экскурсии. Они дают детям возможность увидеть собственными глазами то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.
Не менее важны прогулки. Организуя наблюдения за природой, родитель воспитывает в ребенке бережное отношение ко всему, что его окружает.
Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.
У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях:
- Деньги,
- Цена,
- Стоимость,
- Средства и др.
Не следует забывать о взаимодействии в работе дошкольного учреждения с семьями. Ведь только совместно с семьей можно воспитать бережливость и экономичность у дошкольников.
Выполнение всех задач будет способствовать более глубокому усвоению детьми первичных экономических знаний и проявления экономических качеств в быту.