
Как дома развивать способности ребенка
За последнее двадцатилетие институт семьи претерпел некоторые изменения. Молодые супруги не всегда спешат завести детей, считая, что сначала надо достичь материального и финансового благополучия, сделать карьеру, обустроить свое жилье, попутешествовать по миру и тому подобное. Поэтому, когда в семье ожидается прибавление, возникает вероятность того, что супруги могут допустить различные ошибки, принимая решение о том, как развивать ребенка с рождения. Пропустить момент раскрытия его индивидуальности, способностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают легкость и скорость приобретения знаний, умений и навыков, но не приравниваются к ним.
По мнению ученых, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Не развивающаяся способность или же способность, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., личность поддерживает и развивает в себе соответствующие способности. Поэтому чем раньше родители решат, как развивать новорожденного ребенка, тем больше у него шансов на успех в дальнейшей деятельности и самореализации.
Познание и его роль в развитии ребенка
Как известно, масса мозга ребенка при рождении составляет 25% от массы мозга взрослого человека, но в два с половиной года его масса возрастает втрое, а в семь лет составляет уже 90% от мозга взрослого. Представьте, сколько надо познать маленькому человеку, чтобы заполнить свой мозг. Вот почему так важно помогать ребенку реализовывать его постоянное желание познавать и исследовать окружающий мир.
Первые годы жизни — самое лучшее время для воспитания детей и развития их способностей. Если не начинать этого делать, когда ребенок еще, как говорится, лежит поперек лавки, наверстать упущенное впоследствии будет почти невозможно. Некоторые психологи советуют родителям именно в семье начинать формировать в своих детях триаду базисных качеств:
- Нравственность — как уважение к другим людям и природе;
- Ответственность за свои поступки;
- Волевые качества, необходимые для достижения своей жизненной цели.
В семье, где созданы условия, опережающие и стимулирующие развитие малыша, расширяются его возможности познавать окружающий мир и проявлять себя в разнообразной деятельности.
По мнению одного из психологов, потребность в познании — это прежде всего потребность в движении к результату, в самом процессе познания. Конечный результат, собственно, здесь невозможен. Ведь каждое знание, любой результат — это только один из этапов пути познания.
Доказано: если родители общаются с малышом с самого рождения, воспринимают его как равного, то к году он уже общается с помощью слов. А в возрасте до пяти лет становится настоящим лингвистом.
Способы развития малыша
Возможность развивать ребенка существует постоянно. Важно только правильно это делать.
Побуждайте к творческому решению различных ситуаций
Каждая, даже совсем обыденная ситуация из жизни ребенка — прекрасная возможность для развития его творческих, интеллектуальных способностей. Родителям нужно только направить малыша, подтолкнуть его к самостоятельному открытию. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.
Маленькая Света играет с мячиком. Вдруг он закатился под диван, но мама не спешит на помощь, наблюдая за дочерью. Девочка хочет получить игрушку — она ложится на пол и заглядывает под диван. Мяч лежит у самой стены и рукой его не достать. Света пытается дотянуться, но тщетно. Мама незаметно для дочери кладет на пол длинную линейку. После многих неудачных попыток ребенок задумывается и вдруг замечает линейку. НЕ сразу получается подтолкнуть мяч, но когда все же это удается, радостная улыбка, чувство победы озаряют лицо Светы. Замечательный результат!
Наблюдая за малышом во время таких ситуаций, можно убедиться, как сосредоточенно, напряженно работает его ум и как быстро при этом он развивается. Не стоит бояться перегрузить или переутомить ребенка.
С самого начала предоставляйте ему большую свободу при выборе деятельности, способов работы, чередования дел, определения времени выполнения задания. При этом, предоставляя ребенку свободу, стоит предлагать ему ненавязчивую помощь. Но только не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в обычную подсказку!
Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать. Не думайте за него, если он может додуматься сам.
Двухлетний Дениска, держа в руках ковшик с компотом, подходит к закрытой двери и останавливается, размышляя: «Что же делать, как открыть дверь?». Мама уже готова помочь, но вовремя останавливается, вспомнив, что сын должен учиться преодолевать трудности. Дениска ногой пытается открыть дверь — не удается. Тогда пробует, прижав ковшик к груди одной рукой, второй — открыть дверь. Но она тяжелая, компот выплескивается из наклоненной посуды. Досадно! Рядом сидит папа и подбадривает: «Ну, сынок, думай!». Наконец парень понял, поставил ковш на пол и, открыв дверь, подталкивает его вперед. Ура! Препятствие преодолено!
Все счастливы — малыш, который самостоятельно сделал открытие и родители, которые его подбодрили, поддержали, проявили искреннюю заинтересованность. Главное помнить, что незаслуженная похвала может только нанести вред.
Активизация познавательной потребности и стремления к самому процессу познания возможна лишь в том случае, если ребенок будет чувствовать удовольствие от умственного усилия. Познавательная потребность проявляется, развивается и закрепляется как потребность, потому что вместе с ней включается механизм положительных эмоций.
Организуйте развивающие игры
Большую часть времени, предшествующего поступлению в школу, ребенок, как правило, проводит в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы взрослые правильно подбирали задачи, придумывали соответствующие игры. Ведь бывает так, что столкнувшись с любопытством ребенка, родители иногда теряются, не знают, что делать или опасаются, что у них не хватит знаний, терпения и умений. Действительно, знания и умения не помешают, но для малыша любой рассказ услышанный от родителей — самая большая радость и удовольствие.
Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных, художественных и творческих способностей. Предлагаем некоторые из них, доступные даже самым маленьким.
- Пусть малыш попрыгает на месте и покажет, как прыгают мячики: маленькие — быстрее, большие — медленнее.
- Предложите ребенку широко раскинуть руки в стороны, подлететь к цветку, присесть, попробовать нектара, подняться и полететь дальше.
Положите на пол две веревки на расстоянии 5 см друг от друга и помогите малышу перепрыгнуть ручеек, постепенно увеличивая его ширину, а потом пусть ребенок самостоятельно справляется с заданием. Чтобы его усложнить, возьмите растрепанный пучок ваты, положите его посередине ручья и предложите малышу перепрыгнуть с одного берега на другой, наступая на кочку, чтобы не замочить ног.
- Спрятав любимую игрушку малыша, попросите его найти ее. Корректируйте направление движения легкими подсказками.
- Подберите кубики по цветам (в пределах трех цветов одновременно) и по величине (маленькие — к маленьким, большие — к большим). Сначала выполняйте задания вместе с ребенком, а потом пусть он выполнит ваши указания самостоятельно.
- Вылепите вместе с малышом из пластилина лакомство для куклы: бублики, колобки, лепешки, булочки, пирожные, конфеты, тортики и тому подобное. Предметы должны быть мелкие, но разной формы.
- Дети с детства начинают интересоваться буквами, цифрами. Можно предложить малышу вместе сочинить сказку о буквах. Сказки можно усложнять, включая гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные. Главное — замечать, есть ли у ребенка желание познавать.
Понять ребенка — это важно!
Сегодня, к сожалению, большинство родителей заняты в первую очередь работой и бытом. На проблемы своих детей им просто не хватает времени и поэтому они ограничивают свое воспитательное воздействие только запретами и проявлением недовольства поведением ребенка. Другая крайность — слишком амбициозные, не в меру озабоченные успехами своих детей мамы и папы. В таких семьях требования к малышам завышенные, их возможностей не знают и не понимают.
Вероятно, что такие родители когда-то сами не реализовали себя в какой-то сфере деятельности и настойчиво навязывают свои несбывшиеся мечты сыну или дочери. Ребенку нанимают нескольких репетиторов, чтобы он стал еще умнее, учат его музыке, чтобы развить слух, водят в танцевальный класс, чтобы он наслаждался гармонией движений, и в бассейн, чтобы закалялся, был здоровый и сильный. Казалось бы, все хорошо. Но не много ли для одного ребенка?
Дополнительные материалы:
Советы родителям как правильно провести адаптацию ребенка к детскому саду.
Как развивать ребенка в восемь месяцев.
Признаки успешного развития ребенка на 11 месяце жизни.
Необходимо отыскать золотую середину. Пытаться услышать своего малыша; поняв его душу, расти вместе с ним и благодаря ему. Воспитывать его, исходя из здравого смысла и его индивидуальных особенностей. Нужно расширять свои педагогические знания и умения, обращаться к специальной литературе, устанавливать тесный и постоянный контакт с педагогом, психологом, другими родителями и вместе разрабатывать единую стратегию развития ребенка.
Вы должны понимать, задатки ребенка могут не стать выдающимися способностями, если родители своевременно не заметили их, не помогли ребенку развиться. Поэтому, поддержим своих детей на пути их успешного роста и личностного становления!