
Как влияет домашнее задание на детей
Бессонные ночи, стресс, большие объемы задач — все это не только проблемы взрослых, но и школьников. Даже младшие школьники получают домашние задания, которые родители, бывает, не могут сразу решить. Но действительно ли секрет успешности в обучении заключается в добросовестном выполнении домашней работы?
В эру прогресса (с 1890-х до 1920-х годов) реформаторы изображали домашнее задание как «грех», что лишал детей времени для активного отдыха. Сегодня же многие родители считают, что уже с детства детям нужно четко выполнять домашнее задание, если они хотят достичь определенного успеха.
Взаимосвязь академической успеваемости и домашнего задания
Без сомнения, домашнее задание — глобальный феномен. Домашнее задание получают школьники из всех 59 стран, участвовавших в исследовании трендов в математике и науке. Лишь 7% учащихся четвертого класса ответили, что им не задавали заданий на дом.
TIMSS (Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования) — данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. И здесь заметно впечатляющее различие.
Немного статистики
В странах:
- Алжир
- Кувейт
- Марокко
двое из пяти учеников четвертого класса жалуются на чрезмерное количество домашних заданий. А в Японии почти 3% учеников не раз делали домашнее задание до глубокой ночи. В то же время, американцы не страдают от чрезмерной нагрузки домашней работой.
Во всем мире домашнее задание не связано с высоким национальным уровнем успеваемости. Чем ниже доход страны и выше уровень социального неравенства, тем больше нагрузки ложится на плечи детей такого государства.
Влияние чрезмерного количества домашних заданий на детей
Почти 10% учеников четвертых классов по всему миру тратят несколько часов на выполнение домашних заданий каждый вечер. Из них, каждый пятый ученик, делает домашнее задание по математике на 30 минут дольше, чем остальные. Эмпирические исследования связывают чрезмерное домашнее задание с нарушением сна, указывая на негативное соотношение между количеством домашних заданий, полученным стрессом и физическим здоровьем.
- Влияние чрезмерного количества домашних заданий зависит от возраста, а также от культурных или семейных ожиданий. Дети в средней школе или подростки в старшей школе могут тратить на обучение больше времени, чем дети младшей школы. Впрочем, для учеников начальной школы даже 30 минут домашней работы за вечер в сочетании с другими источниками академического стресса, могут иметь негативные последствия. Исследователи из Китая выяснили, что домашнее задание, на выполнение которого уходит 2 часа или даже больше, нарушает сон.
- Кроме того, когда родители и дети конфликтуют из-за домашнего задания, возникают сильные отрицательные эмоции. Домашняя работа может иметь негативные связи с успеваемостью.
Некоторые культуры нормализуют длительное время обучения детей младшего возраста, но нет никаких доказательств, что высокий уровень домашней работы имеет академические преимущества.
Возможно ли обучение без домашних заданий?
Президент Франции Франсуа Олланд предложил запретить домашнее задание, так как, по его мнению, оно может привести к неравноправию. Однако исследования показывают, что оно не является источником различий социальных классов в обучении. Напротив, домашнее задание — важный компонент образования для учащихся средних и старших классов.
Дополнительные материалы:
5 советов Как правильно закалять ребенка.
Как правильно воспитать девочку читать дальше.
Чем лечить аденоиды у детей.
Рекомендации по подбору домашнего задания для детей
На уровне класса, задавая домашнее задание, учителя должны общаться с учениками и их родителями. Так они могут убедиться, что домашняя работа, предназначенная в целом для класса, не является обременительным трудом для кого-то лично и действительно оказывает положительное влияние.
Возможным решением для учителей может быть также индивидуализированный подход к домашней работе. Домашнее задание может максимально положительно влиять на любого ученика, если учителя будут внимательны при выборе своих задач. Учтут возраст ученика, ситуацию в семье и необходимость развития определенных навыков.
Несмотря на постоянные эксперименты в школьном образовании, учителя считают, что домашнее задание необходимо. «Оно закрепляет то, что пройдено на уроке, позволяет детям самостоятельно научиться работать. Если есть какие-то, например, творческие задания, где требуется помощь взрослых членов семьи, то происходит сотрудничество родителей и ребенка». Впрочем, это также зависит от предметов. А их сегодня у школьников очень много.