
Когда ребенка начинать учить читать
Приходит время, когда каждая семья, в которой есть маленький ребенок, начинает задумываться, а не пора ли нашему малышу учиться читать?
Для значительной части родителей этот вопрос возникает довольно рано, когда ребенку едва исполнилось полтора года. Эта категория родителей боится опоздать с интеллектуальным развитием собственного сына или дочери и видит в этом развитии необходимым преимущественно обучение чтению, счету, а в последнее время — еще и иностранным языкам.
Конечно, есть и другая категория родителей, которые считают, что усвоение азов чтения, счета и иностранного языка — дело школы, и почти не занимаются этой проблемой.
Какое решение является оптимальным? Когда ребенка учить читать? Ответ лежит на поверхности. Ориентироваться надо на индивидуальные особенности вашего ребенка.
Как найти подход к ребенку
Первое, присмотритесь к своему ребенку и прислушайтесь к его потребностям. Есть дети, которые в полтора года (а иногда даже и раньше) уже знают буквы, а в два-три года — свободно и осознанно читают слова по слогам. Это свидетельствует о том, что уже в таком раннем возрасте у ребенка проснулся интерес к буквам, к познанию мира средствами чтения — потому и появилось желание научиться читать. И это естественно.
Одновременно является естественным, когда интерес к буквам и к чтению возникает значительно позже: и в три, и в четыре, и даже в пять-шесть лет. Присмотритесь к этим детям — и вы заметите, что они познают мир по-другому:
- Рисуют,
- Поют,
- Танцуют,
- Конструируют,
- Экспериментируют и тому подобное.
Поэтому не стоит волноваться — желание учиться читать обязательно придет к этим детям в свое время.
Однако есть педагогические условия, которых родителям следует придерживаться, чтобы не заставлять ребенка идти против его желаний, а наоборот, помочь ему развиваться в его темпе, в соответствии с его способностями и возможностями, и помня, что обучение должно быть для ребенка таким же удовольствием, как и все, что он делает.
Способы обучения чтению
Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет интерес к буквам, выберите тот способ обучения чтению, который для него наиболее приемлем.
- Для кого-то — это серьезные занятия с книгой, например, с буквариком.
- Для кого-то — игра с кубиками и объемными изображениями букв.
- А кому-то нравится рисовать буквы, писать их много раз на бумаге или выкладывать из палочек.
Существует много различных способов, и все они приемлемы, если нравятся ребенку.
Обучая ребенка читать, учитывайте его индивидуально-психологические особенности, его физическое и психическое состояние в данный момент.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, различным будет время, в течение которого он может заниматься любым видом деятельности, темп работы, место занятий и тому подобное. Один ребенок может концентрировать внимание на занятиях в течение 25-30 минут, другой — 10-15 минут. Есть дети, которые в течение дня могут несколько раз возвращаться к букварю или кубикам. А есть те, которым достаточно 2-3 раза в неделю уделить внимание этому делу.
Некоторым детям нравится учить буквы за столом, а другим наоборот — под столом, на коврике, на диване или еще в каком-то привлекательном для них месте. Одни быстро выполняют задания, которые вы им предлагаете, другие — наоборот все делают медленно и не спеша. И все это естественно.
Обучение чтению с помощью развивающей методики
Если ребенок изъявил желание овладеть чтением, а взрослые это поддерживают, то вам поможет авторская методика «Развивающее чтение для дошкольников», с помощью которой вы легко и без перегрузки научите ребенка читать.
В соответствии с методикой, дети учатся читать в процессе выполнения различных игровых задач, упражняясь при этом в детских видах деятельности:
- Рисование,
- Вырезание,
- Лепка,
- Пение,
- Передвижение в пространстве.
Для усвоения одной буквы детям предлагается пять-шесть задач с использованием различных видов деятельности. Формирование навыков чтения осуществляется с привлечением иллюстративного материала, что позволяет задействовать в работу левое и правое полушария головного мозга.
Тщательно продуманная авторская методика позволит малышам освоить азы чтения и получить удовольствие и наслаждение от выполнения различных задач.
Рекомендации родителям
Выполняя предлагаемые родителями игровые задания, малыш сможет всесторонне развиваться. Его знания об окружающем мире расширятся, словарный запас обогатится.
- Не бойтесь сами участвовать в занятиях малыша. Удивите его своим чтением. Прочитайте выразительно, в лицах. Малыш возьмет ваше чтение за пример — ведь сейчас вы для него наибольший авторитет.
- При максимальной занятости найдите несколько минут, чтобы внимательно выслушать его первые попытки чтения и радостно похвалите его.
- Попросите повторить чтение, или прочитать для вас еще что-то интересное.
- Подбирайте ребенку для чтения стихи. Короткая строка стихотворения и рифма значительно облегчают чтение и вызывают у ребенка больше эмоций при меньшей затрате усилий. Кроме того, у детей формируется положительная мотивация к познавательной деятельности. Развиваются различные психические качества (восприятие, внимание, мышление, воображение) и чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические).
Дополнительные материалы:
Автор предлагает свою методику как воспитывать гиперактивного ребенка.
Как правильно провести адаптацию в детском саду для ребенка.
Чем экстренно лечить отравление у ребенка.
Расставляйте приоритеты правильно
Важно, чтобы познание букв и обучение чтению, как и любая другая деятельность, сопровождались положительными эмоциями, чтобы это приносило ребенку радость и удовольствие. Иначе ребенок быстро начнет испытывать трудности и дискомфорт. Поэтому похвала ребенка за его успехи, искренняя радость и восторг взрослых — это необходимое условие, без выполнения которого все остальное теряет смысл.
Кому будет хорошо, если ребенок будет чувствовать принуждение со стороны взрослых? В такой ситуации для родителей — это испорченные нервы, для ребенка — утраченный интерес к чтению в частности, к познанию — в целом. И возможно, что надолго.
Стоит помнить, что обучение чтению — не самое главное задание для ребенка дошкольного возраста, рано или поздно он этому научится. Гораздо важнее следующее:
- Сохранить душевное спокойствие ребенка.
- Способствовать его общему развитию логического мышления, связной речи, мелкой моторики рук.
- Развитие навыков восприятия.
- Развитие навыков общения с другими.
- Обучение ответственности за свои действия и поступки.
- Обучение элементарным навыкам ухода за собой.
- Обучение трудолюбию.
- Поддержание и укрепление физического здоровья.
Поэтому, если вы задумались над тем, нужно ли ребенка дошкольного возраста учить читать и когда это лучше делать, присмотритесь к своему ребенку и получите ответ на свой вопрос от него.
Если ответ утвердительный, выберите ту методику, которая не просто формирует навыки чтения, но и способствует всестороннему развитию личности.