
Кризисы возрастного развития
Каждый период в жизни человека имеет определенные присущие только ему черты. Зная особенности возрастных периодов и кризисов, можно объяснить непонятное и избежать многих проблем.
Кризисы возрастного развития
Кризис возрастного развития — это такое внутреннее состояние человека, когда он не может дальше работать по старым условиям.
Условно, возрастные периоды можно разделить на детство и взрослую жизнь.
Детство
Надо сразу отметить, что основной деятельностью ребенка является игра. Через игру, сначала с предметами, дальше ролевую, позже сюжетную, ребенок познает окружающий мир и себя, учится социальным нормам, развивается, готовится к школе, к отношениям и прочее. То есть, самое главное, что должен делать ребенок до 7 лет — это играть. И когда родители, наоборот, требуют от ребенка учиться многим вещам через так называемое раннее развитие, тем самым они забирают одну из важнейших для дальнейшего развития частей жизни человека. Если не дать играть в детстве, то человек будет играть во взрослой жизни.
Кризисный возраст у детей
-
Первым, и одним из важнейших периодов жизни ребенка, является возраст до 2 лет. Ведь в это время ребенок очень зависим от матери и от того, какой будет уход за ним. Важно в каком физическом состоянии он будет находиться, насколько будет безопасной окружающая его среда. От этого зависит физическое и безусловно психологическое и психическое здоровье человека. Итак, для того, чтобы ребенок научился доверять миру, необходимо чтобы среда была стабильной, доступной и предсказуемой. То есть, сформированность базового доверия является показателем того, что ребенок преодолел свой первый кризис.
-
Далее, после 1,5 — 2-х лет, ребенок начинает ходить, говорить и активно изучать окружающий мир. Второй кризис «Я сам», но в то же время ребенок очень боится потерять мать. И здесь важно постепенно предоставлять самостоятельность ребенку, при этом спокойно учить его социальным нормам. Именно здесь закладывается будущая автономность и независимость ребенка или формируются стыд и сомнения.
-
Далее, в 3 — 5 лет, ребенок становится более самостоятельным и агрессивным. Это часто огорчает пугает родителей. Кризис трёхлетнего возраста заключается в том, что после 3-х лет дети много кричат, дерутся, проявляют сексуальный интерес. Важно спокойно вводить запреты и поддерживать инициативу. Здесь главное не переусердствовать. Потому как чрезмерные наказания могут вызвать у ребенка вину за свое поведение, что в дальнейшем может сформировать слабую и зависимую личность. Играя ребенок постепенно готовится к школе. Фактически, школа это та же игра, только уже по четким правилам.
-
Следующий период от 6 до 11 лет — это начальная школа. Родители перестают быть авторитетами. Авторитет — это учитель, также появляются новые интересы и друзья. Ребенок может начать врать или скрывать. Основной деятельностью в этом возрасте является обучение. Ребенок учится везде, но что именно он возьмет для дальнейшей взрослой жизни — зависит от родителей и учителей. Важно чтобы был учитель, который вдохновляет и поддерживает. В это время ребенок может перепробовать все возможные виды деятельности. Здесь не нужно ему мешать. Но настраивать нужно именно на учебу, потому что здесь закладывается будущая успешность человека и продолжается процесс социализации. Формируется будущая компетентность, умение адекватно использовать собственный интеллект, в отличие от безынициативного и некомпетентного человека, который может сформироваться из-за не прохождения очередного кризиса.
Кризисы подросткового возраста
Далее наступает один из самых тяжелых, но интересных периодов жизни человека. Это подростковый возраст. От 11 до 15-17 лет. Тяжелый, потому что ребенок быстро меняется:
- Почти каждый день он видит в зеркале другого человека.
- Меняется настроение, вид, формы тела.
- Тело растет неравномерно, что может вызвать головные и другие боли.
- Появляются новые желания, новые взгляды, отношения, сексуальное влечение, первое страстная любовь.
- Желания становятся угрозой и могут уничтожить все защитные психические механизмы, приобретенные ранее.
- Подростки ищут себе подобных. Авторитет, это такой же подросток.
- Возникают молодежные субкультуры.
Ко всему этому ни подросток, ни окружающие не всегда успевают приспособиться. Именно здесь закладывается будущая самооценка, я концепция, самоидентификация. Ребенок задает себе вопрос: «Кто я и для чего я здесь?».
Необходимо принимать и поддерживать ребенка в этом возрасте, но выставлять правила и социальные рамки. Задача родителей — создавать четкие рамки, а у подростка их нарушать. Ведущая деятельность — это интимность, общение и поиск идентичности.
Следующим шагом человека является определение профессионального пути и получения будущей профессии (17 — 21). Именно в этом возрасте, создаются первые студенческие семьи. Ребенок едет в другой город учиться, начинает зарабатывать первые деньги, жить отдельно, брать на себя ответственность за свое будущее. Это все может вызвать большое напряжение и тревогу. Детство закончилось. Хотя это замечательный студенческий период. И самое время родителям поддержать идеи ребенка и отпустить его. И именно в это время начинаются серьезные психологические кризисы у родителей.
Считается, что именно в 21 год происходит окончательная идентификация у человека. То есть, все решения, которые были приняты к тому времени могут быть пересмотрены. И именно это может вызвать очередной кризис.
Дополнительные материалы:
Возрастные кризисы могут стать причиной появления молочницы у женщин.
Угри на лице — это признак возрастного кризиса.
Народные средства от приливов при климаксе помогут преодолеть этот жестокий кризис.
Взрослая жизнь
-
В период с 20 — 30 один из самых важных периодов. Кажется, весь мир перед человеком. Все возможно. Первый брак, начало карьеры, дети. Если не была сформирована идентичность в предыдущем периоде — наступает кризис. Человек начинает искать себя в браке, в сочетании с партнером, меняет профессии.
-
После 30-ти лет — другой кризис. Кризис среднего возраста у мужчин 30 лет возникает от понимания того, что не все то, что казалось таким легким в 20 можно было реализовать. Происходит анализ и пересмотр своих планов и возможностей. Становится понятным, что некоторые вещи уже не сделаешь. Первые депрессии из-за несоответствия желаний и возможностей. Первые признаки возраста и старения. Первые разводы. Иногда второй брак. Становится понятным, что выбранная профессия не удовлетворяет. Темп жизни немного замедляется. Качество приходит на смену количеству.
-
В 40 + до 55 лет — следующий кризис. Это кризис среднего возраста. Дети подросли и не требуют много внимания родителей или даже пошли в собственную жизнь и семью. Отношения часто не удовлетворяют. Человек начинает бояться старения и возможно заводит любовников. Начинает активно заниматься спортом. Успешность этого периода связана с тем, насколько правильными были сделаны выводы в предыдущем периоде, во время кризиса 30 ти. В таком случае человек становится очень продуктивным, именно в это время развивается карьера.
-
Далее, после 60-ти, идет постепенное снижение темпа жизни. Выход на пенсию. В это время важно быть кому-то нужным. Внуки или хобби. Или новый брак и отношения. Насколько гармонично человек воспринимает свой возраст и постепенное старение, ведет ли активный здоровый образ жизни, зависит и качество проживания этого периода.
-
После 70 — 75 лет период мудрости и целостности. Насколько хорошо сформировано собственное эго человека, настолько адекватно или в отчаянии воспринимается близость к смерти. Это период подведения итогов своей жизни, период потерь друзей и партнеров, период угасания. Интерес к жизни и полное принятие жизни является признаком адекватного прохождения последнего кризиса.