
Причины нарушений психофизического развития
Причины возникновения нарушений в развитии
Отклонения в развитии детей могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые делятся на:
- Эндогенные (генетические или внутренние воздействия)
- Экзогенные (средовые или внешние) воздействия
Чаще всего специалисты группируют патологические факторы в зависимости от периода воздействия на здоровье ребенка:
- Пренатальные причины, действующие на зародыш и плод в период внутриутробного развития
- Натальные — в период родовой деятельности
- Постнатальные — после рождения ребенка
Причины отклонений в пренатальном периоде
Во внутриутробном (пренатальном) периоде отклонения в развитии ребенка могут вызвать следующие факторы:
- Наследственные заболевания (например, миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, галактоземия — неусвоение галактозы, что входит в грудное молоко, муковисцидоз — дефект фермента поджелудочной железы, определенные типы нарушений зрительного и слухового анализаторов, ринолалия и др.);
- Генетические заболевания (например, фенилкетонурия, тирозиноз — болезни, связанные с нарушением ферментной деятельности организма);
- Хромосомные нарушения (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» и др.);
- Нарушение питания зародыша и плода. Эта причина обусловлена неправильным питанием беременной женщины (хаотичным, нерациональным, несбалансированным), в случае которого зародышу и плоду не хватает питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и т.п.);
- Интоксикации (химическое воздействие) — бесконтрольный прием беременной женщиной лекарств, алкоголизм будущей матери, курение, наркотическое воздействие, радиация и т.д.;
- Инфекционные заболевания беременной женщины — токсоплазмоз, микоплазма, сифилис, вирусные инфекции (герпес, грипп, цитомегалия, гепатит);
- Травмы зародыша и плода (механическое воздействие);
- Температурное воздействие — переохлаждение или перегрев беременной женщины;
- Соматические и психические заболевания беременной женщины — ревматизм, болезни сердца, гипертония, сахарный диабет и др.;
- Несовместимость групп крови или резус-фактору матери и плода.
Беременной женщине следует помнить, что самолечение, бесконтрольное употребление лекарств, голодание, неправильное и нерациональное питание, хронические и острые заболевания важных органов негативно отражаются на внутриутробном развитии плода и могут привести даже к его гибели. Причем существует прямая связь между временем действия патологического фактора и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем тяжелее оказываются последствия.
Факторы, угрожающие развитию ребенка, возникающие в натальный период
В период родовой деятельности (натальный период) неблагоприятными могут быть такие факторы:
- Стремительные роды
- Затяжные роды
- Неквалифицированная акушерская помощь
Действие этих факторов приводит к асфиксии (кислородному голоданию) или травмам ребенка.
Причины нарушения развития ребенка во внешнем мире
В постнатальном периоде могут действовать как биологические, так и социальные факторы:
- Инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина, менингит, энцефалит, полиомиелит, отит и др.);
- Интоксикация (передозировка лекарственных препаратов (особенно антибиотиков), радиация, алкоголизм или курение кормящей мамы и др.);
- Травмы;
- Нарушение питания ребенка;
- Длительные соматические заболевания;
- Социальные факторы (социально-психологические причины):
- Тяжелые переживания ребенка, обусловленные неблагоприятным положением в семье или школе, постоянными стрессами, хроническими соматическими и физическими дефектами;
- Неблагоприятные условия;
- Недостаточность речевого общения;
- Подражания неправильной речи;
- Психические травмы;
- Педагогическая запущенность.
Дополнительные материалы:
Как развивать ребенка в два года — рекомендации психологов.
7 принципов воспитания девочек.
Как лечить синдром гиперактивности у ребенка.
Отметим, что отдельные социальные факторы влияют, прежде всего, на детей с ослабленной нервной системой, уязвимых, ранимых, с определенными характерологическими особенностями (замкнутость, стеснительность, несамостоятельность), с отсутствием интеллектуальных интересов и тому подобное.
В редких случаях, факторы, несущие угрозу развитию ребенка в этих периодах, могут спровоцировать возникновение причин нарушения осанки и развития плоскостопия в будущем.
Правильное воспитание в семье, эмоциональный контакт с близкими людьми является источником полноценного развития ребенка.