
Развитие словарного запаса ребенка
Большинство родителей волнует только неправильное звукопроизношение ребенка, и очень редко они обращают внимание на недоразвитие лексической и грамматической звеньев речи.
Например, недостатки устной речи часто проявляются на письме (есть ребенок пишет так же неправильно, как и говорит). Поэтому во время занятий важно корректировать звукопроизношение, обогащать словарь, формировать грамматические категории (род, число, падежи, время), связную речь и развивать мышление, внимание и память. Только при таких условиях обучение будет всесторонним и способствовать гармоничному развитию малыша.
Как расширить словарный запас ребенка
Общеизвестно, что чем богаче словарный запас ребенка, тем более образной, выразительной является его речь. Чем больше ребенок усвоит и будет использовать в своем активном речевом обороте синонимов, антонимов, сравнений и многозначных слов, тем более интересным собеседником он станет.
Однако просто механическое заучивание слов не обогатит активный словарь детей. Только путем кропотливой целенаправленной работы с использованием упражнений и игровых заданий, чтением текстов возможно пополнить словарь Вашего малыша.
Дополнительные материалы:
Можно ли вылечить близорукость у ребенка и как не допустить ее при чтении.
Часто синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания может быть причиной плохого словарного запаса ребенка.
Как избежать у ребенка синдрома усталости? Советы врача.
Итак, как увеличить словарный запас у ребенка? Ответ прост — через игру, как самую естественную форму деятельности для ребенка:
Для специальных игровых занятий вам понадобятся как предметные и сюжетные рисунки, так и различные лото, детские журналы и книги. Ребенок должен знать названия окружающих предметов (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.п.), их назначение, уметь сравнить предметы между собой и отмечать схожие и отличительные признаки. Впоследствии малыш должен научиться выделять части предметов и правильно называть их.
Занятия дома, свободное общение со сверстниками и взрослыми, чтение художественной литературы будет побуждать ребенка к высказыванию собственных мыслей, просьб и пожеланий.
Читая сказки, стихи или рассказы, следует обращать внимание ребенка на новые, неизвестные ему слова, просить его самостоятельно объяснить, как он понимает их значение в определенных предложениях или частях текста. Это учит ребенка определять значение новых слов, опираясь на те ситуации, в которых они используются. Важно также, чтобы ребенок самостоятельно смог использовать новое слово в собственной речи. Предложите ему составить предложение или словосочетание с этим словом. Хорошо, когда взрослые сами создают ситуации, побуждающие ребенка к употреблению новых слов. Именно благодаря таким умением ребенок сможет самостоятельно освоить большинство слов из речи окружающих.