
Чему могут научить современные игрушки
Гендерные стереотипы большинства взрослых начинались с цветной ленты, которой перевязывали сверток с младенцем во время выхода из роддома. Сегодня тоже большинство устоявшихся моделей поведения, которые отнюдь не пропагандируют идеи равенства и взаимоуважения, закладываются с самого детства. И главными инструментами этих процессов служат даже не книги, а игрушки. Автор «Уважения» Анастасия Мельникова совершила настоящий рейд по игрушечным магазинам, чтобы посмотреть во что играют дети и чему они могут за это время научиться.
Мне достаточно долго удавалось одевать своих двух парней в «девичью» одежду: не по крою, а по цвету. Делала я это просто потому, что мальчишеский стереотип вгоняет меня в грусть: грязно-зеленые, черные, коричневые цвета совсем не подходят для беззаботного детства, зато призваны гендерно идентифицировать лиц мужского пола. Мальчикам-младенцам немного «легче»: они имеют светло-голубой и светло-зеленый цвет. А вот дошкольники и школьники вынуждены носить совершенно безрадостную цветовую гамму.
Закончилась наша эпоха оранжевых, красных и розовых вещей с началом школы. Понимая, что это будет, я перестала одевать на ребенка розовую рубашку . Но того, что ребенок подвергнется нападкам за оранжево-черной шапки просто не ожидала! Эту шапку мой семилетний мальчик сам выбрал для себя перед школой, она классная, привезенная мной из Непала. В Непале же как. Спрашивают: вам для мальчика или для девочки? Нужен ли уход за волосами или нет? И когда говоришь, что для мальчика, то выдают яркий оранжевый или красный цвет. Ведь для них такие цвета — сакральные. А у меня ребенок приходит из школы расстроенный, говорит: «Дразнили за шапку, говорили, что я девочка. Больше не надену ». И больше не надел.
Стоп. Вот кого-то из девушек дразнили в школе «мальчиком»? Меня — никогда. Зато «девочками» мальчиков дразнят регулярно, потому что быть девочкой — плохо, стыдно. Истоки этой проблемы очевидно лежат на уровне семьи («Не реви! Ты же не девочка!», «Ты что, девочка, боишься?!»), сада, школы. А что с детскими товарами? Насколько они способствуют равенству или неравенству мальчиков и девочек, мужчин и женщин? Не дай бог, таким темпом можно добраться и до наркомании.
Начнем нашу экскурсию с магазинов игрушек. Можно найти такой магазин, где бы не было разделения на мальчиковые и девчачьи игрушки? Я, со своим семилетним стажем мамы, таких не встречала.
Попав в магазин игрушек, вы сразу поймете какие на полках — девчачьи. Девчачьи игрушки — это сплошная стена розовых стеллажей. Мальчики могут надеть только оранжевый цвет, а вот девочки, по мнению производителей детских товаров, способные надевать исключительно розовый цвет. Единственная (!) Марка, из виденных мной, которая использовала в своих упаковках игрушек не розовый цвет, это японский производитель Epoch и его серия Sylvanian Families. Эти игрушки изображают уютные домики и милых зверюшек и на сайте производителя нигде не маркируются как «девчачьи». Наоборот, производитель неоднократно употребляет нейтральное слово «дети». Но мерчендайзер, видя семью-дом-детей, автоматически относит эти игрушки к девичьим. Вот и удивляют зеленовато-желтые коробки среди океана розовых волн.
Что же предлагают девушкам на этих розовых стеллажах? Это куклы, кухонные наборы, мягкие игрушки, наборы для плетения, игрушечные декоративные собачки. Мальчиковые игрушки выглядят значительно агрессивнее, в ярких, контрастных, «злых» упаковках. Это машинки, конструкторы, научные наборы, супергерои, монстры, оружие.
Что интересно, европейские производители стараются более-менее придерживаться гендерного баланса при маркировке своей продукции. Например, наборы посуды или игрушечные кухни французской фирмы Smoby имеют обычно двух героев упаковки: мальчика и девочку. Но мерчендайзеры упорно ставят посудку в «девчачьи» залы. Даже если на упаковке с деревянными кухонными наборами чешского производителя Bino изображен только мальчик в поварском колпаке.
Показательно, что обойдя все упаковки с пупсами, я не нашла ни одного изображения мальчика, который бы играл пупсом. Или отцовство совсем не ассоциируется с мальчиками? Почему мальчиков упорно не хотят готовить на роль папы? А девочек уже с детства учат про правильное питание для беременных.
Так же некоторые производители пока не видят женщин за рулем транспортных средств. В каталоге Peg-Perego для 2 лет является 31 изображение ребенка за рулем игрушечного транспортного средства. Из них только тремя управляет женщина (2 мотоцикла розового цвета с принцессами и пони и один розовый легковой автомобиль).
В «мальчишеских» игрушках производители также стараются соблюсти гендерный баланс в маркировке. Однако, если с кухонной утварью можно найти самостоятельного героя упаковки мужского пола, то оставить девушку лицом к лицу с наукой производители пока не решаются. Поэтому на игрушках типа микроскопов, наборов по выращиванию кристаллов, телескопов и т.д., девушки фигурируют лишь в паре с мальчиками, на вторых ролях.
Сортировка с пеленок
В общем, получается так, что начиная с самого рождения дети видят, что их разделяют и отделяют в зависимости от пола. Им приписывают разные цвета, разные игрушки и различные книги. Их воспитывают по-разному. Причем дается установка: мы не одинаковые. Девушки отличаются от нас, и отличаются в худшую сторону. Дети видят, что девушек готовят к обслуживающей (репродуктивной) функции: как нянек, кухарок, хозяек. Зато девушкам отводится все, что касается красоты: мода и шарм, изготовление хороших вещей (рукоделие). Девушкам оставляют более стильные вещи, с яркими чистыми цветами. Мужчинам ничего не остается, кроме как быть Бармалеями с ногтевым грибком?
Судя по книгам и игрушкам, сфера интересов девочек жестко ограничена. Если производители «мальчишеских» серий книг ожидают, что ребят будет интересовать история, оружие, драконы, пираты, космос, наука и т.д., то девчачьи серии — это мода, феи и принцессы. Еще можно декоративных собачек сюда приплести. Не густо у девушек с интересами.
Какой из этого вывод? Нас разделяют с самого начала, и нечего ожидать установления гендерного равенства в условиях такой сегрегации. Пусть биологически мы не идентичны, однако хотелось бы допустить, что у нас, по крайней мере, могут быть общие интересы.
Но до этого еще ни социум, ни производители детских игрушек, не доросли.
Екатерина Тарабукина, менеджер проектов, переехала в Европу, сейчас с сыном живет в Германии.
Когда захожу в детские магазины – меня начинает трясти от злости. Все девичье с принцессами, мальчишеское с супергероями. Наши «каникулы» в Швеции перевернули мою жизнь.
Из того, что запомнилось сильно — садики без гендерной идентификации. Без привязки игрушек для девочек, занятий для мальчиков. Стиль одежды детей, магазины одежды. Специально смотрела как одеты младенцы, различить мальчик или девочка по одежде невозможно. В России же сразу конверт из роддома розовый с рюшами для девочки, или голубой в машинках для мальчика. Меня поразили отношения родители-дети. Мамы-папы. Папы-дети особенно меня растрогали. Отдельная тема — пеленальные столики в мужских туалетах. Эта тема, которую мой муж не понимал всегда, в Европе же, с появлением ребенка, он оценил. Детские комнаты с игрушками-развивалками, игрушками для всех, без принцесс, единорогов, супергероев и героев с раннего возраста, мультиков. При этом многодетные семьи — норма общества. У них там по 5-6 потомков. Безусловно это касается среднего класса, поскольку жизнь там очень дорогая. Но в обществе многодетность очень приветствуется. Детям дают кучу свобод. В поведении, в принятии решений .